31 января в г. Мирном Президент Республики Саха (Якутия) В.А.Штыров дал пресс-конференцию по вопросам развития нефтяной и газовой промышленности в Республике Саха (Якутия). Предлагаем вашему вниманию выступление главы республики:  

Text Box:   Якутия. Ленский район. Бурение промысловых нефтяных скважин ОАО «Сургутнефтегаз» на Талаканском нефтегазоконденсатном месторождении. 2004 г. – Все главные решения, которые определили судьбу развития нефтяной и газовой промышленности в Республике Саха (Якутия), Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, были приняты в 2004 году. Тогда был дан старт разработке Восточной газовой программы, начала свою практическую деятельность в республике компания «Сургутнефтегаз», определены начальная и конечная точки маршрута нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). Это не означает, что до этого ничего не делалось: 2002–2003 годы были подготовительными, в это время шла интенсивная проработка вопросов, проводились обсуждения и научные конференции. Надо отметить, что Республика Саха (Якутия) была не только активным участником этой работы, но зачастую и её инициатором. Так, в Якутске состоялась одна из важнейших и ключевых конференций, посвященная развитию нефтегазовой отрасли Восточной Сибири, которая прошла под эгидой Министерства природных ресурсов России и Правительства республики. Но именно в 2004 году началась практическая реализация всех решений по развитию нефтегазовой отрасли Восточной Сибири и Дальнего Востока. В результате в 2009 году началась масштабная добыча нефти на месторождениях Иркутской области и Якутии, была завершена первая очередь нефтепровода ВСТО. Можно сказать, что первый этап развития нефтяной промышленности на востоке страны завершен, и сейчас мы приступаем к реализации второго.

Что произошло за этот период времени? Для Республики Саха (Якутия) произошли два главных события в развитии нефтяной промышленности. Во-первых, были освоены нефтяные месторождения Западной Якутии, прежде всего Талаканское. Это позволило нам создать масштабный суперсовременный нефтяной промысел, который по своему техническому оснащению, технологии и способу ведения работ, безусловно, является одним из лучших в Российской Федерации и мире. В прошлом году мы добыли 1,9 миллиона тонн нефти, в этом году должны выйти на рубеж 2,5 миллиона тонн нефти и дальше – по нарастающей. И самое главное, что эту нефть есть куда отправлять. Завершено строительство первой очереди нефтепровода ВСТО. Еще в советские времена из Западной Сибири в Иркутскую область, в Ангарск был проложен нефтепровод. В Ангарске, как Вы знаете, есть нефтеперерабатывающий завод, откуда мы получаем разные виды топлива, нефтехимическую продукцию. Теперь же мы подключились к этому магистральному нефтепроводу в Тайшете, отсюда ВСТО идет через Иркутскую область и Якутию в Амурскую область до железнодорожной станции Сковородино на Транссибирской магистрали. Дальше нефть пока перевозится по железной дороге в порт Козьмино, находящийся в Приморском крае. Там ее перегружают в танкеры и рассылают по всему миру.

Text Box:   Якутия. Олёкминский улус. На НПС-14 ОАО «Транснефть» нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан». 2010 г. Таким образом, по завершении первого этапа в республике появилась нефтяная промышленность. Что это нам дает? Сегодня только в «Сургутнефтегазе» работают 7,5 тысяч человек, 2 тысячи из них – якутяне. Это высококвалифицированная, высокооплачиваемая работа. Количество рабочих мест, которое предназначено для якутян, все время растет. Для того чтобы закрепить кадры, мы совместно с «Сургутнефтегазом» и компанией «Транснефть» начали в Витиме строительство современного поселка. «Сургутнефтегаз» стал вторым по величине налогоплательщиком в республике после «АЛРОСА», значительно опередив золотодобывающую промышленность и «Якутуголь». Бюджет республики теперь пополняется не только за счет алмазов, но и нефти. Для Ленского же района «черное золото» стало главным источником поступления доходов.

На трассе нефтепровода ВСТО построены три больших насосных станции. Кто был на Талакане, тот знает, что это целый маленький промышленный городок, где нефть доводится до нужной кондиции, чтобы она нормально прошла по нефтепроводу. На территории республики построены три таких станции: НПС-10 на Талакане, НПС-14 в Олекминске и НПС-17 в Алдане. На этих станциях, на обслуживающих их базах работают сотни якутян. Они приняты на работу в «Транснефть».

Подводя итог, можно сказать, что уже сегодня нефтяная промышленность играет большую роль в жизни республики.

Как она будет развиваться дальше, на втором этапе? В прошлом году, еще до ввода в эксплуатацию первой очереди ВСТО и нашего Талаканского месторождения, начались проектирование и строительство второй очереди нефтепровода, будет проложен трубопровод со станции Сковородино в Приморье, чтобы удешевить транспортировку нефти. Она пойдет по трубопроводу прямо до морского порта Козьмино, где компания «Роснефть» строит крупный нефтеперерабатывающий завод мощностью 20 миллионов тонн переработки нефти в год. Этот завод будет одним из крупнейших в России и мире.

Что же в этой связи будет происходить у нас, в Республике Саха (Якутия)? Для того чтобы в Приморский край отправлять миллионы тонн нефти, необходимо построить еще несколько насосных станций. Одна из них, НПС-12, будет располагаться рядом с городом Ленском, НПС-13 – между Олекминском и Ленском, НПС-16 – между Олекминском и Алданом, НПС-18 – между Нерюнгри и Алданом. На их строительстве будут задействованы наши подрядные организации из Олекминска и Алдана, которые очень хорошо проявили себя на строительстве первой очереди нефтепровода,  теперь руководство «Транснефти» просит меня поспособствовать, чтобы они работали и дальше. Для работы на постоянной эксплуатации новых станций очередная группа якутян, порядка 300 человек, уже сейчас направлена на учебу в учебный центр «Транснефти», набор нашей молодежи будет продолжаться и дальше. То есть будет увеличение объема производства и рабочих мест, а соответственно отчислений в бюджет.

Но вся проблематика строительства второй очереди нефтепровода не исчерпывается только этим, она приведет и к другим изменениям в экономике республики. 

В первую очередь  надо обеспечить надежность  транспортной системы для нормального функционирования нефтепровода «ВСТО». В этой связи сейчас ведется проработка выбора маршрута будущей автомобильной дороги Якутск – Иркутск. В 2007 году по нашей настойчивой просьбе республиканская дорога «Вилюй» (Якутск – Мирный) была передана в федеральную собственность с  целью  продолжить ее строительство до Иркутска. На участке Мирный – Иркутск, где её сейчас не существует, сегодня ведутся проектные работы, в том числе выбирается будущий маршрут. Дорога с нашей стороны заканчивается в Мирном, а со стороны Иркутской области – в Усть-Куте. Теперь нам надо их соединить. Этот вопрос мы сейчас прорабатываем в Министерстве транспорта России. В прошедшую неделю я встречался с заместителем Председателя Правительства Российской Федерации С.Б.Ивановым, который курирует транспорт,  заместителем федерального министра транспорта А.Н.Недосековым, ответственным за автомобильные дороги, и с руководством «Росавтодора». Обсуждались конкретные будущие маршруты дороги. Пока конкурируют два варианта: Мирный – Верхнемарково-Усть-Кут, так как сейчас проходит автозимник, или, как предлагает Правительство Республики Саха (Якутия), Мирный – Ленск – Пеледуй – Витим – Верхнемарково, а затем в Иркутской области до Усть-Кута. Второй вариант более значимый для республики, надеемся, что он будет принят. Во всяком случае, мы должны до 2015 года на строительстве этой дороги освоить 41 миллиард рублей. Это огромная стройка. Такие же капитальные вложения, как были выделены на строительство подземного рудника «Мир». Конечно, нам надо будет мобилизовать все республиканские транспортные и строительные организации на выполнение работ. В результате у нас будет прямой путь Якутск – Иркутск. Как вы знаете, уже введены в эксплуатацию последние участки федеральной дороги «Колыма». И тогда получается, что самый крайний северо-восток страны будет связан с центральными районами России по трассе Магадан – Якутск – Иркутск и далее до Москвы. Если говорить в этом же контексте, то само по себе строительство нефтепровода ВСТО тоже создает новый элемент единой транспортной системы страны, только в её нефтепроводной части. На западе она начинается в Усть-Луге, на границе с Эстонией,  а на востоке будет скоро заканчиваться в Козьмино на Тихом океане.

Также с 2011 года в районе Витима – на Талакане, начинается проектирование крупного аэропорта. Все вопросы уже решены, сделано технико-экономическое обоснование,  и у республики вскоре появится современный аэропорт такого же класса, как Мирный.

Автомобильная дорога, аэропорт – это наши главные транспортные проекты. Их появление обусловлено развитием нефтегазового комплекса. Но они будут работать на всю республику. Это объекты долгожданные, об их необходимости говорили десятки лет.

Но этого мало. Надо ещё обеспечить надежное электроснабжение нефтепровода ВСТО. Поэтому сегодня строятся две очень важные линии электропередачи. Одна из них Мирный – Сунтар – Олекминск. Мы должны ввести ее в эксплуатацию осенью этого года и подать централизованную электроэнергию с Вилюйской ГЭС в город Олекминск и на НПС-14 ВСТО. В Олекминске никогда не было централизованного электроснабжения, стояли дизельные электростанции, себестоимость выработки электроэнергии там почти 20 рублей за киловатт в час, в то время как на Вилюйской ГЭС около 1,4 рубля. Новая ЛЭП позволит снизить тарифы в Олекминске до среднереспубликанских. Но дело не только в этом. В Западной Якутии некуда девать электроэнергию, работают целых три гидроэлектростанции, а рынок сбыта ограничен. Недозагружены и мощности Нерюнгринской ГРЭС. Из-за этого выработка электроэнергии снижается, что ведет к повышению тарифов. Поэтому для республики крайне важно расширять зоны централизованного электроснабжения и в конечном счете  создать объединенную энергосистему, соединив линиями электропередачи Западный, Южный и Центральный энергорайоны Якутии. ЛЭП Мирный – Сунтар – Олекминск как раз и служит этой цели, а дальше уже строитсялиния электропередачи из Нерюнгри до Алдана, которая  пойдет и на Якутск. Чтобы работали новые насосные станции второй очереди ВСТО, проектируются новые линии электропередачи от Вилюйской ГЭС через Чернышевский в Мирный, затем до Ленска, Пеледуя и потом в сторону Алдана. Начато строительство линии электропередачи в сторону Иркутска, которая уже дошла до Талакана и Киренска. Таким образом, развитие нефтепроводной системы привело к развитию энергетики, практическому решению важнейшей нашей задачи – созданию объединенной энергосистемы Якутии, которая была, задумана сорок лет назад, но казалась неосуществимой мечтой.

Транспорт, энергетика… Ну а что же будет происходить в самой нефтяной промышленности? На карте Вы видите участки, на которые разделен север Иркутской области, Красноярский край и Республика Саха (Якутия). Здесь будут вестись геологоразведочные работы. Каждый год проходят конкурсы и аукционы, постепенно эти участки приобретают своих хозяев, и видите, вся эта огромная территория, конкретно – Западная Якутия, это объект геологоразведочных работ.

Уже сегодня «Сургутнефтегаз» работает не только в Ленском районе, но и на территории Мирнинского района. Сам город Мирный находится в центре лицензионной территории, которую получил «Сургутнефтегаз». Помимо «Сургутнефтегаза», у нас начали работать и другие нефтяные компании. В частности, «Таас-Юрях Нефтегазодобыча», «Якутгазпром», «Роснефть», «Газпромнефть». Геологоразведочные работы развиваются, расширяются, охватывая территорию всей Западной Якутии, включая Олекминский район. До 2020 года здесь должно быть вложено в геологоразведку 93 миллиарда рублей. Для примера скажу, что в предыдущую пятилетку в обычный год мы на геологоразведку направляли около 1 миллиарда. То есть темпы работ ускоряются многократно. Это работа и для наших сервисных геологоразведочных предприятий, в том числе таких,  как «Якутскгеофизика», «Якутскгеология», «Ленанефтегаз» и других.

Как идут дела по нефтепереработке? Мы вчера с Вами на Талакане видели первый в республике небольшой нефтеперерабатывающий завод, вырабатывающий дизельное топливо, которое идет на собственные нужды «Сургутнефтегаза». Но битум, выпускающийся там, предназначен для всей республики. Когда завод только еще проектировался, мы направили свои заявки, объемы, потребности и теперь будем получать оттуда свой битум. Главный наш проект по нефтепереработке – создание нефтеперерабатывающего завода в Ленске. Этим занимается компания «Таас-Юрях Нефтегазодобыча». Они сделали несколько технико-экономических обоснований, которые имели разные показатели: некоторые хорошие, другие неважные. Поэтому проект находится на доработке, но завод все равно будет создаваться в Ленске. Это обязательное условие работы для компании «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» на территории Республики Саха (Якутия). Проектная мощность завода 500 тысяч тонн нефтепродуктов в год, но, возможно, будет от миллиона до полутора. Это  позволит нам полностью обеспечить потребности, по меньшей мере, западного региона Республики Саха (Якутия). Для нас это важно по той причине, что  уменьшатся транспортные издержки. Западная Якутия сможет получать нефтепродукты круглый год, не дожидаясь навигации. Также улучшится ситуация на реке. Не надо будет ждать, когда придет большая вода. Этот проект сейчас находится в стадии разработки.

Text Box:   Якутия. Мирнинский район. На буровом участке ОАО «Таас-Юрях Нефтедобыча» на Среднеботуобинском  нефтегазоконденсатном  месторождении. Если мы подведем черту, конец 2009 года – окончание первого этапа развития нефтяной промышленности республики,  начинается второй, такой же объемный, как и первый. Теперь у нас уже есть хорошая база, есть на что опереться. Нефтяная промышленность по вкладу в региональный  продукт, по налогам уже почти сравнялась с алмазной.

Но газовая промышленность превзойдет их обе. Как строится план дальнейшего развития газовой промышленности республики? Она у нас есть, существует уже более 50 лет. В районе Кысыл-Сыра есть действующие газовые промыслы, в городе Якутске  была построена первая в СССР газотурбинная электростанция, хорошими темпами идет газификация населенных пунктов. Только за последние годы проложено тысячи километров трубопроводов, если иметь в виду не только магистрали, но и те, которые в населенных пунктах. Газопроводы уже перешли через реку Лену, и мы работаем на правом берегу. В прошлом году подан газ в город Ленск. Но все это локальная система,  работающая  только для нужд Республики Саха (Якутия). Речь же ведется о создании в Якутии масштабной газовой промышленности общероссийского и мирового уровня и значения. К 2020 году мы должны добывать более 30 миллиардов кубометров газа. Это в 16 раз больше, чем мы добываем сейчас. И это газовый промысел, который по масштабам сопоставим с промышленностью ведущих  газодобывающих регионов страны. Примерно столько же газа будет отправляться по трубопроводной системе «Нордстрим», которая идет по дну Балтийского моря в Германию и о которой сейчас говорит весь мир. Вот какой впереди у нас масштаб.

Как будет развиваться газовая промышленность на востоке страны? Предполагается, что будут газифицированы все районы Дальнего Востока, которые находятся на юге региона, это Приморский край, Амурская область, Хабаровский край, Еврейская автономная область, а также Республика Саха (Якутия) и Иркутская область. Предполагается также создание мощных газохимических, газоперерабатывающих производств, производств по сжижению газа, экспорт газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Это крайне нужно, потому что стране необходимо диверсифицировать направления экспорта газовой продукции, чтобы не зависеть от потребителей, которые находятся в Европе, а там снижаются цены, у «Газпрома» есть свои трудности. Надо выйти на иные рынки. Это предполагает создание новых центров газодобычи. Таких будет четыре: на Сахалине, в Якутии, Иркутской области, на базе знаменитой Ковыкты,  и в Эвенкии  Красноярского края. Эти четыре центра должны быть соединены  системой газопроводов. Должен быть проложен магистральный газопровод, аналогичный нефтепроводу ВСТО. И маршрут у него будет примерно такой же, как у нефтепровода. Он пересечет все газоносные районы и выйдет во Владивосток. Все новые восточные центры газодобычи будут подключены к этому газопроводу. На западе он возьмет начало на границе Красноярского края и Иркутской области, где заканчивается действующая сейчас единая газотранспортная система страны. Получается, что когда новый газопровод дойдет до Владивостока у нас будет объединенная газотранспортная система всей России от западных границ до восточных. Работа по этому проекту практически началась. Сейчас интенсивно развивается Сахалинский газовый центр,  строится большой газопровод Сахалин – Хабаровск – Владивосток. Он должен быть закончен в 2012 году, как раз к саммиту АТЭС, который будет проводиться во Владивостоке. Но дело-то в том, что газа, который будет добываться на Сахалине, недостаточно, чтобы обеспечить весь Дальний Восток, да и потом поставленная задача газификации восточных районов страны не решается, без газа остаются юг Якутии, Амурская область, Еврейская автономная область. Поэтому мы должны создать Якутский газовый центр на базе Чаяндинского месторождения и проложить магистральный газопровод Якутия – Хабаровск параллельно ВСТО. Следующим этапом будет освоение Ковыктинского месторождения, и газопровод планируется продолжить на запад в Иркутскую область на Ковыкту.  И наконец, четвертым этапом, к восточной системе, присоединится центр газодобычи в Эвенкии, будут соединены западная и восточная газопроводные системы России. Это гигантская задача, по масштабам она превосходит ВСТО, потому что газовые промыслы в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке имеют гораздо большие масштабы, чем нефтяные. В Якутии все время ищем нефть, а получаем газ. Мы по запасам газа на Дальнем Востоке  в лидерах.

Text Box:   Обсуждение вопросов развития газовой промышленности Республики Саха (Якутия).                                                                  Министр промышленности Якутии А.В. Голубенко, Президент Якутии В.А. Штыров, генеральный директор                                ООО «ГазпромИнвестВосток» ОАО «Газпром» Д.Ю. Шелехов. г. Якутск. 2010 г. Реализация Восточной газовой программы в Якутии входит уже в практическое воплощение. В прошлом году в Ленске появилось отделение «Газпрома», – «ГазпромИнвестВосток», развернуты геологоразведочные работы. Сейчас работы ведутся в основном на Чаяндинском месторождении, которое является одним из крупнейших в Российской Федерации. Там уже бурятся скважины, ведутся геофизические работы, разрабатываются проекты. Уже с 2013 года мы должны начать строительство газопровода от Чаянды до Хабаровска. Поэтому с 2010 года работы здесь будут вестись в более интенсивном темпе. Ставится задача завершить строительство газопровода в 2017 году. Мы должны освоить наше Чаяндинское месторождение, подготовить его к добыче до 35 миллиардов кубометров газа. В промежутке между 2013-м  и 2017 годом мы должны начать откачку нефти с Чаяндинского месторождения. Дело в том, что это не только газовое месторождение, там еще есть нефтяная оторочка, если ее не откачать, потом добыть будет невозможно. Эта нефть должна поступить в нефтепровод  ВСТО.

Строительство газопровода тоже потребует создания на территории Якутии серии насосных станций, электроснабжения, дорог. Поэтому ведется предварительная работа по проектированию постоянной автодороги Ленск – Олекминск – Алдан и  кольцевой линии электропередач. Я уже говорил, что их надо тянуть для нефтяной промышленности, но еще больше они потребуются для газа. Мы должны соединить Южную Якутию с Западной и присоединиться к энергосистеме Иркутской области. На всю эту работу требуется около 15 миллиардов долларов капитальных вложений, и, конечно, необходимо привлечение огромного количества подрядных организаций для строительства инфраструктуры и  развития газовой промышленности.

Надо иметь в виду, что якутский и иркутский газ отличаются от газа других регионов Российской Федерации тем, что очень богаты разными ценными компонентами и веществами. В них, как говорят геологи, ураганное содержание гелия, в десять раз превосходящее содержание самых лучших месторождений, которые находятся в России, Алжире, США. Мы должны использовать этот гелий. Для этого надо построить отдельный газоперерабатывающий завод. Наш газ еще содержит легкую фракцию углеводородов, из которых получаются вещества, используемые в химической промышленности для производства пластмассы, удобрений. В таком случае надо создавать и газохимическое производство. Вопрос о том, где будут развиваться эти производства, сейчас находится в стадии проработки. Газоперерабатывающие производства, безусловно, будут созданы в районе Ленска, чтобы отделить ценные компоненты от газа и отправлять его в чистом виде по трубопроводу. А газохимическое производство, возможно, будет создано в Ленске или  Алдане, возможно, в Амурской области. Это покажет технико-экономическое обоснование. Работа по данному проекту, как я уже говорил, началась в 2009 году. Сейчас требуется усиление интенсификации этих работ. Есть поручение Председателя Правительства России В.В.Путина от 30 ноября  прошлого года о разработке специального плана действий по развитию газовой промышленности в Восточной Сибири. Потому что это комплексный проект, включающий в себя энергетику и дороги, социальные вопросы, стыковку с нефтяной промышленностью. Такой план разрабатывается, и вчера на нашей встрече с заместителем Председателя Text Box:   Якутия. Ленский район. На совещании при Президенте Якутии по вопросам начала работ  ООО «Газпромдобыча Ноябрьск» ОАО «Газпром» по подготовке к эксплуатации газовых месторождений Западной Якутии. г. Ленск. 2010 г. Правительства Российской Федерации И.И. Сечиным мы договорились о том, что план будет вынесен на рассмотрение правительственной комиссии. Кроме этого, мы с «Газпромом» в марте текущего года проведем совместное заседание правления «Газпрома» и Правительства Республики Саха (Якутия) для того, чтобы утвердить для себя план и начать по нему работать.

К каким социальным последствиям должно привести такое развитие нефтегазового комплекса республики? Мы эти тонны, кубометры, километры, доходы должны превратить в социальное развитие республики. Одним из важных направлений является создание новых опорных населенных пунктов, которые были бы привлекательны для наших людей, куда можно  направить нашу молодежь. Первый из них Витим. Вчера мы ввели там в эксплуатацию школу. Это первый объект будущего центра нефтяной промышленности Западной Якутии. В Витиме начато строительство и других объектов. В этом году будет введен малосемейный дом для наших молодых специалистов нефтяной промышленности и бюджетной сферы, закладываем фундамент еще под два дома: один по линии «Сургутнефтегаза», другой – «Транснефти». Строится детский сад, вчера обсуждался вопрос о привлечении средств нефтяников для строительства спортивного комплекса. Уже есть генеральный план Витима. Работа по созданию опорного населенного пункта для нефтяной промышленности и республики продолжается. Это будет хороший город, который по уровню благоустройства, социальной сферы  можно будет сравнить с Айхалом и Удачным.

Газовики будут располагаться в Ленске. Они уже предварительно решили, где будут находиться новые микрорайоны, советуются с нами и администрацией района,  как им отвести территорию, какой там должна быть социальная и коммунальная инфраструктура. Таким образом, Ленск – будущий центр газовой промышленности.

На юге Якутии центры промышленного развития уже существуют. Для нефтяников и газовиков опорным пунктом будет Нерюнгри. В городе уже построены офис «Транснефти» и база по эксплуатации нефтепровода.

Особенно большие изменения будут в г. Олекминске, потому что это ключевая точка. В город приходят линии электропередачи, он будет соединен с другими населенными пунктами республики дорогами. В связи с проведением Спортивных игр народов республики там строится спортивный комплекс, кроме того, уже заложен новый микрорайон для «Транснефти».

Безусловно, вся эта гигантская программа развития нефтегазового комплекса Якутии потребует новых кадров. Наш опыт показал, что надо опираться на местные трудовые ресурсы. Работа вахтовым способом, конечно, позволяет сэкономить время и уменьшить затраты, но она не может стать основой для нормального функционирования таких крупных промышленных комплексов. Вот именно поэтому нефтяники отказались от первоначальных планов работы исключительно вахтовым способом и сейчас принимают местных жителей,  участвуют в строительстве жилья, объектов соцкультбыта. Работа в этом направлении должна вестись постоянно. В этой связи мы вместе с промышленными предприятиями занимаемся созданием материальной базы для подготовки кадров. В Мирном будет построена вторая очередь Мирнинского политехнического института – филиала СВФУ им. М.К. Аммосова. Здесь будут работать два больших факультета: нефтегазовый и по подземным горным работам. В Пеледуе уже запроектировано и в 2011 году начнется строительство техникума нефтяной и газовой промышленности.  В Нижнем Бестяхе начато строительство здания  транспортного техникума, в Хандыге должен открыться горно-геологический, учитывая, что Восточная Якутия должна развиваться в части расширения золотодобывающей промышленности и добычи полиметаллов. Это только по  нашей линии. Каждый год около 50 человек на учебу для получения высшего образования за свой счет отправляет «Сургутнефтегаз», готовят кадры из местных жителей для себя «Транснефть», «Таас-Юрях Text Box:   Якутия. Ленский район. Генеральный директор ОАО «Сургутнефтегаз» В.Л. Богданов, Президент Якутии В.А. Штыров. п. Витим. 2010 г. Нефтегазодобыча». Вчера глава «Сургутнефтегаза» Владимир Леонидович Богданов на открытии школы сказал, что  15 выпускников Витимской школы компания каждый год будет брать под свою опеку в качестве стипендиатов. Таким образом, мы должны организовать и массовую подготовку кадров.

Конечно, все  вопросы чрезвычайно масштабные, сложные. Есть трудности, проблемы, но нефтегазовая отрасль Якутии развивается очень быстро. И по сути дела это будущее экономики нашей республики. Здесь и геологоразведка, и добыча, и переработка углеводородного сырья, и сопутствующие энергетическая, транспортная инфраструктура, решение социальных вопросов, кадры, работа для наших людей. Это не означает, что наша традиционно ведущая алмазная промышленность отодвигается на задний план. Правительство республики и руководство страны по-прежнему будут относиться к ней с особым вниманием. Это визитная карточка республики. Но по масштабам, объемам производства будущее Республики Саха (Якутия) за нефтегазовой отраслью.

 

 

Пресс-служба Администрации

Президента и Правительства Республики Саха (Якутия),

«Якутия», 3 февраля 2010 г.

Добавить в избранное:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here